История создания первого погрузчика

Создание вилочных автопогрузчиков – одно из событий, оказавших наиболее серьезное влияние на развитие мировой промышленности и экономики в ХХ веке. В свою очередь существенное воздействие на разработку новых моделей и объемы производства погрузчиков оказывали спады и подъемы в экономике. Образование корпораций в начале прошлого столетия стимулировало разработки новых методов работы и транспортировки продукции и материалов. Поскольку первые крупные производственные объединения появились именно в Соединенных Штатах, неудивительно, что родоначальниками в области создания погрузчиков стали именно американцы. Такие фирмы, как Clark, Towmotor, Hyster, Baker и Yale, и сегодня оказывают влияние на формирование рынка напольного транспорта с приводом.
Можно долго спорить о том, кто построил первый погрузчик. В начале 1920-х годов в Великобритании компания Ransomes & Rapier построила что-то наподобие электрического ричтрака. В 1922-м немецкая фирма Miag разработала первый в мире погрузчик «высокого подъема», который спустя пять лет продавался как предшественник вилочных погрузчиков в Германии. И все же с определенной долей уверенности можно сказать, что пионером в области производства погрузчиков является компания Clark. Настоящим прорывом стало создание группой рабочих литейного завода американской компании Clark Equipment Co. в 1916–1917 годах машины для перевозки песка и необработанного литья, которая стала предшественником промышленных погрузчиков.
В те годы еще не существовало инженерного решения, которое позволило бы наладить промышленное производство погрузчиков с дизельными двигателями и использовать дифференциал – систему распределения крутящего момента между колесами. Машина оборудовалась бензиновым двигателем и тремя колесами. Из-за несовершенства рулевого управления поворотный круг был узким, а сам погрузчик – не слишком удобным и небезопасным. Для поворота налево оператор выворачивал руль вправо, а для правого поворота – влево. Погрузчик не был оснащен тормозами и останавливался самым простейшим способом – врезаясь в первую подходящую для этого преграду. Несмотря на эти недостатки, машина справлялась с работой достаточно хорошо. Посетители завода быстро оценили ценность такого приобретения и стали заказывать погрузчики для своих компаний. Надо заметить, что в годы перед Первой мировой войной были распространены в основном платформенные тележки. Ситуация изменилась с приходом армейских офицеров, которые увидели в моторизованном трехколесном погрузчике идеальное средство для перевозки взрывчатых веществ. В то время в американской армии на складах использовались электрические транспортировщики. Склад, как правило, располагался на дне песчаного карьера, дорога к которому пролегала по довольно протяженному склону. На половине пути аккумуляторы часто выходили из строя, и опасный груз оставался под открытым небом, что было совершенно недопустимо. Компания Clark, создав погрузчик с двигателем внутреннего сгорания, решила эту проблему.
Перед войной Юджин Б. Кларк получил приоритетный заказ от армии на постройку трехколесных погрузчиков, для производства которых его компания выделила отдельную линию, а затем построила и завод. В 1921 году была разработана модель Trucklift грузоподъемностью от 2 до 5 т. Это был первый заводской погрузчик с бензиновым двигателем и подъемной платформой, которой управлял стоящий водитель. Модель Trucklift оснащали шинами из прочной резины, а спустя почти два года впервые в комплектацию добавили мачту, позволившую штабелировать грузы на заданной высоте.
1926 г. Модель Clark Duat с прицепным механизмом
1927 г. Трехколесные тягачи Clark с жесткой защитой рабочего места водителя
Модель Duat представляла собой трехколесник, работающий на бензиновом двигателе. Она считается предшественником вилочных погрузчиков с противовесом. В 1928-м целый ряд характеристик был сведен воедино, что позволило создать совершенно новый тип погрузчика. Ходовая часть (рама) модели Duat использовалась в качестве основы погрузчика с гидравлической системой подъема, передним ведущим колесом, механическим управлением задним мостом, прочными резиновыми шинами и противовесом. Новая машина получила наименование Tructractor («тягач»). Примерно год спустя модель оборудовали механизмом наклона мачты. Вскоре после этого название Tructractor поменяли на Tructier. На модели Tructier-А установили привод на переднее колесо и систему управления задними колесами. Модель Tructier-В имела заднеприводные колеса и систему управления передним колесом. На некоторых моделях Tructier-В устанавливали телескопический подъемный механизм, что стало определенной вехой в развитии погрузчиков нового поколения. В последующие годы компания приступила к производству знаменитой трансмиссии Кларка. Таким образом, компания генерировала основные конструктивные идеи, и само ее название стало символом вилочного погрузчика.
К началу Второй мировой войны Clark была признанным лидером на рынке. По меньшей мере 90% всех тягачей и погрузчиков, применявшихся армией США во время войны, были произведены именно этой компанией. В 1942 году с ее конвейера сошел первый электрический погрузчик. Этот вид техники начал появляться и в Европе. Первый европейский завод был построен в 1952 году в г. Мюльхайм (Германия).
Юджин Кларк скончался в 1942 году в возрасте 60 лет от воспаления легких, оставив после себя компанию с ежегодным оборотом продаж 77 млн. USD.
По материалам книги «100-летняя история вилочных автопогрузчиков» (TVH Forklift Parts N.V. and Uitgeverij Lannoo nv, Tielt, Belgien, 2005. Thermote and Vanhalst).
Материалы взяты на сайте sitmagru